Опубликовано 17 мая 2017 в 19:32

Аналитическая справка о создании развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ

Краткая характеристика групп.

В образовательной организации посещают дети 5 общеразвивающих групп: первая младшая группа (1.4-3 года), вторая младшая группа (3-4 года), средняя группа (4-5 лет), старшая группа (5-6 лет) и подготовительная группа (6-7 лет). Возраст воспитанников колеблется от 1.4 до 6,6 лет (данные на 15 сентября 2016 г). Всего в группах 100 детей, из них 55 мальчиков, 45 девочек. Все дети развиваются в пределах возрастной нормы.

Развивающая предметно-пространственная среда групп содержательно насыщена и соответствует возрастным возможностям и гендерным особенностям детей. Предметно-развивающая среда спроектирована в соответствии с образовательной программой, реализуемой в ДОУ (созданы условия реализации образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие) Образовательное пространство групп оснащено современным дидактическим и игровым оборудованием, необходимым для проведения непосредственной образовательной деятельности (НОД) и воспитательной работы. Для НОД проведения во всех возрастных группах имеются разнообразные дидактические материалы (демонстрационные и раздаточные), игрушки (согласно возрасту детей), атрибуты для создания игровых сюжетов, режиссерских игр, игр-импровизаций для старших дошкольников (перчаточные куклы, шапочки и элементы костюмов животных, для девочек), уголки для экспериментирования.

В развивающей среде всех групп представлены все направления развития детей:

Социально-коммуникативное развитие:

Для игр по интересам созданы уголки сюжетно-ролевых игр (семья, «Кафе», «Медицинский кабинет», «Салон красоты», «Супермаркет»), режиссерских игр (по мотивам любимых сказок), игр-импровизаций, где дети осваивают социальные роли в игровом действии. Атрибуты для создания игрового интерьера и предметы-заместители изготовлены или подобраны совместно с детьми и их родителями. Например, для игры в «Салон красоты» оформлен каталог причесок «Модный стиль для мальчиков и девочек», где наряду с картинками из модных журналов, присутствуют фото модных причесок мальчиков и девочек группы. Для игры «Супермаркет» изготовлены «чеки, деньги, продукты и др.» из бросовых материалов, соленого теста. В каждой группе есть уголок, помогающий детям разного возраста освоить азы безопасного движения. В основном это пространство интересно мальчикам. Атрибуты уголка (игрушечные знаки на подставках, игрушечные транспортные средства, элементы костюма полицейского, светофор), в игровой форме позволяют освоить и закрепить знание правил дорожного движения. Вместе с детьми старшего возраста изготовлены макеты домов, некоторые дорожные знаки, коврики с разметкой дорог).

Для ознакомления детей с культурно-историческим пространством города совместно с родителями и старшими дошкольниками создан мини-музей макетов домов и зданий Санкт-Петербурга и Петроградской стороны.

Познавательное развитие.

В группах младшего возраста изготовлены игровые материалы и атрибуты для сенсомоторного развития детей (Фетровая грядка, чудесные мешочки, «Занимательная почта», «Волшебная клавиатура»).

Имеется необходимое, специально организованное пространство для опытов с водой и игры с кинетическим песком.

В группах старшего дошкольного возраста оборудованы уголки по формированию у детей элементарных математических представлений, с самостоятельно изготовленным раздаточным и демонстрационным материалом.

В группах для детей старшего возраста в центрах для экспериментирования и уголках природы размещен разнообразный материал для исследований, детские работы из природного материала. В процессе выполнения опытов и исследований дети могут зарисовывать в виде схемы, объяснять результаты, составлять небольшие рассказы (например, дети старшей группы с радостью подхватили и воплотили идею по выращиванию собственной семьи Чиполино. В процессе роста лука охотно наблюдали и измеряли рост луковых перышек.

Речевое развитие

Во всех группах организовано пространство для центров художественного слова (книжные уголки), где подобраны любимые книги детей, разного жанра, соответствующие возрасту и соответствующие лексическим темам; картинный и иллюстративный материал. Так же размещены знаки-символы, которые являются памяткой для детей (как правильно пользоваться книгой, что разрешается, что запрещается).

Для поддержания интереса к деятельности по развитию речи, используется авторский материал И.Р.Отяпиной, развивающе-обучающий комплекс «Умница», содержащий книжно-иллюстративную серию «Расскажи мне малыш» и пособие «Хронологический круг». Особенно важно, что данное пособие помогает организовать интересную индивидуальную работу с детьми, имеющими нарушения речи.

Совместно с детьми под руководством воспитателей и старшего воспитателя изготовлены авторские книги, которые дети иллюстрировали сами.

Для старших дошкольников регулярно организуются выставки для знакомства детей с творчеством поэтов и писателей.

Художественно-эстетическое развитие.

В организованных центра художественно-этетического творчества, совместно со старшим воспитателем, детям предложены материалы для традиционного и нетрадиционного рисования, лепки. Организованная творческая деятельность детей организуется с учетом лексических тем.

Центр конструирования содержит разнообразный строительный материал, различные конструкторы, пазлы. Имеются образцы моделей, схемы, рисунки, выполненные детьми.

Музыкально-театральные центры позволяют организовывать деятельность детей, направленную на развитие координации движений, синхронизацию «речь - ритм - движение», расширение словаря, совершенствованию психофизических функций, развитию эмоциональности. Для проведения подобных видов деятельности в арсенале имеются барабаны, трещотки, колокольчики, бубны, погремушки, металлофоны, деревянные ложки, шумовые инструменты, наглядный дидактический материал. Некоторые шумовые музыкальные инструменты сделаны совместно с детьми (бутылочки, наполненные разными видами круп, издающие разные звуки). Для развития дыхания и правильной певческой установки используются перышки, ленточки, платочки, снежинки и т.д.

Для театральной деятельности во всех группах предусмотрено и имеется в наличии несколько видов театров (настольный, теневой, по принципу фланелеграфа). Есть костюмы и маски, изготовленные совместно с родителями. Так же имеются элементы костюмов для ряженья (сказочных героев, представителей профессий для мальчиков и девочек).

Физическое развитие

Физкультурные центры организованы в каждой группе, так как помогают реализовать двигательную потребность в двигательной активности детей.

Помимо купленного оборудования, соответствующего возрасту и требованиям безопасности детей, так же имеются в наличии (изготовленные совместно с родителями) гантели из бутылок с разноцветной солью, мешочки с крупой, массажеры для ног.

У воспитателей при помощи старшего воспитателя создана картотека гимнастик для различных сенсорных систем, бодрящих гимнастик, схемы кинезиологических упражнений.

В раздевалках представлена информация и рекомендации для родителей по укреплению физического здоровья детей.

Всё пространство предметно-пространственной среды ДОУ и групп группы соответствует нормам безопасности (санитарно-гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности) и психологической комфортности.

Вся мебель в группах закреплена, целостность не нарушена. Технические средства (магнитофон, музыкальный центр, проектор, компьютер) отвечают требованиям безопасности.

Психологическая комфортность достигается за счет благоприятной цветовой гаммы во всех помещениях ДОУ, наличия спокойных зон в группах (уголок релаксации), личного участия детей в создании игрового пространства. В группах многое сделано взрослыми при непосредственном участии детей. Например, коллективные и индивидуальные работы по проектной деятельности по темам «Картина из мусорной корзины», лепбуки по времена года, коллажи по здоровому образу жизни (в старших группах). Для игры в «Семью» и «Супермаркет» изготавливаются атрибуты и игровые материалы. В рамках проектной деятельности под руководством старшего воспитателя сделано много интересных развивающих материалов: «музей ручки», уголок космоса, «игра-лото». У старшей группы есть свой гимн, эмблема и песня – их разработали и сочинили при активном участии родителей. Для украшения группы к празднику, много делается своими руками совместно с детьми. Например, в средней группе к новому году, все игрушки на елку были сделаны вручную (дети, родители, воспитатели). Многочисленные поделки из природного материала как результат проектной деятельности или непосредственной деятельности воспитателя и детей, служат украшением группы.

Психологический комфорт в детском саду и группах достигается за счет наличия комнатных растений и уголков природы.

Пространство группы трансформируется в зависимости от образовательной ситуации, игровое пространство трансформируется за счет легкого детского оборудования групп, которое помогает изменить пространство группы в зависимости от ситуации и режимных моментов, вынести на первый план ту или иную функцию пространства. Например, на время тихого часа, кровати выдвигаются, и группа превращается в спальную комнату. Для музыкальных занятий, занятий по физическому развитию, игр в группе необходимо много места, поэтому, столы детей складываются и уменьшаются в размере. В группах ДОУ, по рекомендации старшего воспитателя, педагоги используют не только горизонтальные поверхности, но и вертикальные (стены), размещая различные плакаты по теме, коллективные и творческие работы ребят, которые с легкостью можно поменять на новые, согласно тематическому планированию.

Игры, пособия, мебель в группе полифункциональны, достаточно легки и пригодны для использования в разных видах детской активности (датские столы, маты, мягкие модули, ширмы). Планировка и оборудование групп часто меняется в течении года вслед за изменением индивидуальных интересов и уровня развития детей.

В группах ДОУ организованы различные пространства (для игры, конструирования, уединения и пр.). наполненные разнообразными материалами, играми, игрушками и оборудованием, обеспечивающими свободный выбор детей. Действует принцип сменяемости игрового материала, чтобы избежать пресыщаемой детей игрушками и поддерживать интерес новизной представленного материала. В зависимости от темы проекта или деятельности детей пространство групп трансформируется и меняется. Например, во время изучения темы «Космос» был изготовлен коллаж «Планеты солнечной системы». С применением разных техник (пластилинография, использование цветных нитей, бросового и природного материала и др.). В группах имеются полифункциональные материалы (коробочка нужных вещей, природные материалы, бросовые материалы, которые могут пригодиться детям и воспевателям для создания и обогащения детских игр).

Игровой материал периодически меняется, в зависимости от тематического планирования и возраста детей. В группах появляются новые предметы, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. Например, для формирования коммуникативной культуры дошкольников под руководством старшего воспитателя и воспитателей старшей группы были созданы игры-презентации «Национальные символы России», «Космос» и другие. Для формирования духовно-нравственного развития и развития чувства гражданственности и патриотизма были разработаны конспекты и методическое сопровождение по вариативной части программы «От малого к большому», которая усложняется год от года, с учетом возраста и развития детей.

Использование мультимедийной установки позволяет организовать работу с моделями, слайдами, видеоматериалами по любому направлению деятельности, в том числе и сюжетно-ролевым играм, игр по лого ритмическому развитию и др. Таким образом, развивающая среда группы является вариативной.

Организация предметно-пространственной среды в группе построена в соответствии с возрастными и гендерными особенностями воспитанников. В младших группах всё оборудование и игрушки рассчитаны на развитие сенсорики ребенка и здоровьесбережение ребенка. Уделяется много внимания развитию мелкой моторики и пространственной ориентации ребёнка., поэтому в младших группах имеется достаточное количество шнуровок, застежек, крупные пазлы, мозаика, крупные конструкторы. Для детей очень много материалов изготавливаются вручную воспитателями ДОУ, дети зачастую частично наблюдают за этим процессом.

В средней группе дети испытывают большую потребность в движении, и, если эту потребность не удовлетворять, - быстро перевозбуждаются. Поэтому в средней группе воспитатели, под руководством старшего воспитателя организовали широкие возможности для передвижений детей, организации подвижных и активных игр.

Особенно хочется обратить внимание на активизацию познавательной активности. Например, использование игровых лепбуков позволяет активизировать познавательную активность детей, так как в данное методическое пособие разнонаправленно, содержит речевой материал, игровые физминутки, подвижные игры, интересные картинки-раскраски, головоломки, лабиринты. Материал располагается в кармашках, поэтому легко взаимозаменяется, обновляется, удерживает внимание новизной и динамичностью и достаточно долго интересен детям.

Старшие дошкольники проявляют интерес к обсуждению вопросов организации окружающей обстановки группы, выдвигают идеи и участвуют в ее изменении.

Размещение оборудования по секторам (уголкам, зонам) позволяет каждому ребенку заниматься любимым делом, не мешая другим ребятам.

Организация хранения игрового материала и игрушек, позволяет детям самостоятельно поддерживать порядок и формировать положительную привычку бережного отношения к вещам и аккуратность.

Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную активность и интерес по гендерному признаку. Для мальчиков много игрушек и оборудования, связанных с технической сферой, для девочек - с хозяйственно-бытовой и художественной, при этом доступ ко всем материалам и игровому оборудованию имеют как мальчики, так и девочки.

Все игры и пособия в группе доступны всем детям, обеспечена доступная среда во всех помещениях, где осуществляется образовательная деятельность. В группе имеется свободный доступ детей, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности. Благодаря эргономичной организации пространства через создание тематических уголков и размещение открытых стеллажей, не загромождающих пространство, в группе есть все условия для доступа детей к материалам для игровой, продуктивной, двигательной и познавательно-исследовательской деятельности. Например, игровой материал помещен в коробки с условными обозначениями. Дети по своему желанию выбирают сюжет будущей игры и переносят игровой материал в удобное для них место для свободного построения игрового пространства. Универсальные игровые макеты располагаются в местах, легко доступных детям. Макеты переносные, дающие возможность организовать игру на столе, на полу, в любом удобном для ребенка месте. Тематические наборы мелких фигурок-персонажей размещаются в коробках, поблизости от макетов. Таким образом, пространство организовано для детей и позволяет им проявлять самостоятельность и инициативу.

Вывод: развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ, создана с учетом ФГОС ДО, учитывает все направления развития ребенка и дает возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, гендерной принадлежности, уровня активности. Предметно-пространственная среда направлена на реализацию познавательных областей в совместной партнерской деятельности взрослого и детей, и в свободной самостоятельной деятельности самих детей (индивидуально и со сверстниками).