Опубликовано 29 апреля 2019 в 11:28

Формирование речи - одна из основных характеристик общего развития ребенка. Нормально развивающиеся дети обладают хорошими способностями к овладению родным языком. Развитие речи в раннем детстве тесно связано с формированием различных сторон психической деятельности: зрительного и слухового восприятия, предметной деятельности, мышления, общения и др. Поэтому основное условие развития речи - всестороннее воспитание ребенка. Благодаря слову восприятие, память, деятельность ребенка начинают регулироваться, формируется речевое общение. Речь - важнейшее средство передачи ребенку социального опыта.

Ребенок в первый год жизни проходит так называемый подготовительный этап речевого развития, считается нормальным, если малыш может сказать около 10 слов. В период от 1 года до 1 года 6 месяцев происходит интенсивное развитие понимания речи и постепенное накопление активного словаря. Активная речь развивается в этот период медленно. К полутора годам дети пользуются 30-40 словами. Они еще много лепечут, особенно в начале года, используют жесты. Задача взрослых - формировать у них потребность в речевом общении, стимулировать высказывания, добиваться речевых ответов.

Важное значение имеет развитие речеподражания. Именно через него ребенок осваивает новые слова и простые предложения. У него до полутора лет функцию предложения выполняет преимущественно одно слово. Но уже к концу этого периода на основе речеподражания ребенок начинает употреблять двусловные предложения, в которых еще отсутствует согласование слов.

Период от 1 года 6 месяцев до 2 лет характеризуется быстрым развитием активной речи.

Во второй год - этап собственно речевого развития, когда на основе формирующейся потребности в речевом общении формируется пассивная и активная речь. К 2 годам в активном его словаре - 300 и более слов, появляются прилагательные, возникают первые вопросы, предложения становятся более распространенными, состоят из 3-4 слов. В два с половиной года ребенок много и с удовольствием разговаривает, повторяет и запоминает простые детские стишки, может назвать свое имя и фамилию, конечно, если его этому учили. Во втором полугодии второго года жизни детей развивается и понимание ими речи. Ребенка учат слушать простейшие рассказы, стихи, побасенки, не сопровождая их наглядными иллюстрациями.

Ребенок к концу второго года жизни и сам может рассказать о том, что видел на прогулке, и др. В результате практических действий с предметами домашнего обихода, сопровождаемых пояснением взрослого, дети получают большое количество речевых образцов. На фоне развития понимания речи взрослых начинает формироваться активное подражание их действиям и словам. Постепенно речь становится важнейшим средством передачи ребенку социального опыта и руководства его поведением. Общие задачи развития речи детей второго года жизни - развивать понимание речи, способность подражания, накапливать словарь, развивать речь как средство общения с окружающими. Конкретное содержание задач в зависимости от возрастных особенностей в каждом полугодии второго года разное.

К трем годам наступает время «почемучки», возможно, это утомляет родителей, но чем подробнее они будут отвечать малышу, тем более зрелой и распространенной будет его речь.

Условием формирования речи является развитие артикуляции и речевого слуха, влияние артикуляции на развитие фонематического восприятия. Артикуляция фонем родного языка предполагает в качестве непременного условия их слуховое дифференцирование.

Наибольшее количество высказываний отмечается у детей во время действий с предметами и развивающихся у них элементарных сюжетных игр. Ребенок комментирует свои действия, обращается к окружающим, чтобы привлечь внимание к результату. Поощрение взрослыми инициативных высказываний способствует развитию его речи.

В активной речи отмечается значительное расширение словарного запаса: дети начинают употреблять все те слова, которые ранее научились понимать. Важным является обучение детей составлению предложений из трех и более слов. Одним из условий развития речи ребенка является воспитание потребности в речевом общении со взрослыми. При этом многое зависит от умения взрослого активизировать ребенка, находить доступные поводы для разговора, общения с малышом. Такие поводы создаются в ситуациях действия с предметами обихода и игрушками, т.е. предметами, окружающими его.

Повседневные целенаправленные разговоры взрослого с ребенком, способствуют тому, что во втором полугодии второго года жизни изменяется характер их общения - оно становится речевым и со стороны ребенка. Он активнее задает вопросы: "Ляля бай?" (ляля спит?) или "Киса ам?" (кошка ест?). "Да, - отвечает воспитатель, - ляля спит, кошка ест" и т.д.

Показывая детям предметы и действия с ними в процессе одевания, кормления, воспитатель называет их. Иногда он пользуется приемом собственного вопроса-ответа: эмоционально обыгрывая бытовые ситуации, задает вопрос и отвечает за ребенка, который начинает лучше понимать ситуацию. Слово взрослого совпадает с ощущениями малыша, становится понятным, а ответы создают определенное эмоциональное отношение к происходящему, объясняют ситуацию в целом, учат понимать происходящее.

Если взрослый задал ребенку вопрос, на который тот может ответить доступными речевыми средствами, надо добиваться ответа, терпеливо ожидать его, в некоторых случаях подсказать, помочь.

Дети второго года жизни не умеют подмечать в предметах существенные признаки, так как у них недостаточно развита способность сравнивать предметы между собой и различать их. Поэтому они часто обобщают предметы не по существенным признакам, а по внешним, бросающимся в глаза. Но с 1 г.3 мес. - 1 г.6 мес. в результате расширяющегося опыта они учатся обобщать предметы по существенным признакам, делают меньше ошибок в узнавании "заданных" предметов.

Ребенок раннего возраста различно взаимодействует с предметным миром: он знакомится с крупными предметами бытового назначения, наблюдая действия взрослых; учится пользоваться предметами обихода, действуя с предметами, предназначенными только для, отображает в игре усвоенные действия с идентичными игрушками. В результате повседневно проводимой работы по ознакомлению с окружающим малыши начинают хорошо ориентироваться в комнате. К 1 г. 9 мес. они усваивают назначение однотипных предметов - шкаф для одежды, для посуды, для игрушек, для полотенец; полка "для игрушек, для цветов и т.д. К двум годам легко находят предметы одежды для мальчика (рубашка, брюки), для девочки (платье, юбка, кофта). Малыши начинают лучше ориентироваться в предметах посуды: отличают тарелку от миски, чашку от стакана, знают чайник, кастрюлю, сковороду.

Ориентировка в предметах мебели расширяется за счет уточнения их назначения и усвоения отличительных свойств однотипных предметов, имеющих разные внешние признаки: взрослый стул и детский; стол для ребенка и для взрослого; шкаф для детской одежды и для одежды взрослого. К концу второго года жизни у детей складываются более точные знания об окружающем и более сложная ориентировка в комнате: они знают, где находятся окно, дверь, потолок, пол, лампа, усваивают назначение спальни, столовой, игровой, раздевалки, ванной комнаты. К двум годам знают назначение основных постельных принадлежностей (подушка, одеяло, матрац, простыня).

Уже в начале второго года жизни детей начинают знакомить с трудовыми действиями взрослых. Они наблюдают, как няня моет посуду, подметает пол, протирает мебель и игрушки. После 1 г.6 мес. малышам следует показать и назвать некоторые трудовые действия, связанные с предметами домашнего обихода: стирка, глажение, мытье посуды, влажная уборка пола, починка игрушек, одежды и т.д. Причем дети могут не только наблюдать труд взрослых, но и активно по возможности помогать: принести тряпочку, убрать игрушки, повесить свою одежду в шкаф, подать упавший на пол предмет и т.д. До 1 г.6 мес. детям дают поручения, состоящие из одного действия, а после 1 г.6 мес. - из 2-3 взаимосвязанных действий, например: "Оленька, подойди к шкафу, возьми совочек, принеси мне".

Родители во время прогулок обращают внимание малышей на погоду, на растения, животных и т.д., учат выражать словами свои впечатления. Особое место отводится ознакомлению детей в доступной и простейшей форме с явлениями общественной жизни. Следует обращать внимание на транспорт, изменения на улице, трудовые действия взрослых на улице.

Своевременное ознакомление с окружающим и доступными пониманию ребенка явлениями общественной жизни способствует своевременному и успешному развитию сюжетно-отобразительной игры. И это не случайно, так как ребенок второго года отображает в игре то, что видит в действиях взрослых, в реальной действительности.

Итак, к концу второго года жизни, ребенок должен: понимать слова, обозначающие предметы, которые находятся в комнате и вне ее; находить и показывать на картинке животных, знакомые игрушки и предметы; произносить слова: тут, там, здесь, сюда; строить предложения из 2-4 слов; отвечать словом или фразой на вопросы: Кто это? Что делаешь? Что это?; выражать словами просьбу (дай), передавать задание другому ребенку, взрослому.

До полутора лет важнейшей задачей является развитие понимания у детей речи взрослого. В становлении активной речи большую роль играет развитие способности подражания. Во втором полугодии задача развития понимания речи остается, но главным является развитие у детей активной речи.

На занятиях у детей закрепляют те знания, которые освоены ими практически в быту, при действии с предметами, в игре, в наблюдениях на прогулке и т.д. Чем богаче, содержательнее впечатлениями повседневная жизнь малыша, тем большие познавательные возможности содержатся в занятиях. В качестве наглядных средств выступают живые и неживые объекты (предметы), игрушки, изображения предметов, игрушек на картинках, художественное слово.

Большое значение в развитии речи имеет ознакомление с животными, с движущимся транспортом. Наблюдения за ними можно организовать в группе и на прогулке в естественных условиях.

Животные в естественных условиях часто находятся в движении, а это вызывает у детей непроизвольный интерес и внимание. Воспитатель констатирует все изменения: "Смотри, Саша, собачка бежит. Вот она ищет что-то. Нашла кость и грызет ее. Убежала собачка".

Наблюдения за животными оставляют глубокий след в памяти ребенка. Спустя некоторое время можно оживить полученные ранее впечатления и вызвать ребенка на разговор. К повторным наблюдениям детей надо специально заранее готовить: "Сегодня пойдем гулять и посмотрим, как летают птички, много ли их сидит на деревьях".

На втором году жизни ребенка большое значение имеет овладение способами действий с предметами. Основными предметами, с которыми дети действуют, являются игрушки. Занятия с использованием игрушек могут быть разных видов: показ одной игрушки с целью ознакомления с ее особенностями; сравнение двух игрушек для определения сходства или различия между ними; сравнение игрушки с ее изображением на картинке; выбор одной среди нескольких; показ нескольких игрушек; отыскивание и перебежки с целью рассмотрения и рассказывания об игрушках и др. Занятия с применением игрушек необходимо проводить таким образом, чтобы дети имели возможность не просто рассматривать или подержать игрушку, но и действовать с ней. Игровым действиям с игрушками детей надо обучать. Во время обучения они овладевают способами действий и их словесными обозначениями.

Для своевременного развития речи необходимо широко применять художественное слово, особенно произведения народного творчества, детских советских писателей. Вначале произведения даются с опорой на наглядность. Ребенка учат слушать образную речь взрослого, воспроизводить движения в соответствии с текстом, повторять звукосочетания, слова.

Занятия по развитию речи могут состоять из двух частей. Так, вначале можно дать упражнения на слуховое внимание и речевое подражание. Воспитатель произносит текст, по-разному интонируя знакомые слова, которые потом потребуются по ходу занятия, побуждает малышей повторить последние слова стихотворной строчки

Что касается технологий развития речи детей в раннем возрасте, то следует отметить следующее. Так как ведущая деятельность в раннем возрасте - это игровая, то для развития речи чаще всего используют игровые приёмы по её развитию.

Родителям и ближайшему окружению ребёнка раннего возраста обычно рекомендуют много говорить со своим ребёнком, так как это напрямую влияет на его речевое развитие. Играя с маленькими дочерью или сыном, родителям нужно помнить, что следует следить за своей речью: ровный, спокойный, доброжелательный тон взрослого вселяет в ребёнка уверенность в том, что его понимают, что его мысли разделяют, с ним хотят играть, а это влияет на раскрепощённость ребёнка, от которой зависит и активность его речевого развития.

Более того, ребёнок, не осознавая того сам, "переманивает" манеру и стиль речи партнёра по игре, что положительно влияет на его речевое развитие. При этом нужно следить, чтобы речь взрослого была грамматически правильной: важно произносить все слова так, как нужно, потому что употребление чрезмерного "детского" языка навредит формированию "нормального" языка ребенка.

Часто дети умеют прекрасно получать все желаемое совсем без помощи слов. Им бывает достаточно указать пальчиком на желаемый предмет и сказать магические слова: "Дай", как их желание сразу осуществляется. Но такое положение вещей не удовлетворяет потребности малыша в развитии речи как средства общения с другими людьми. Поэтому нужно приучать ребенка к тому, чтобы он как можно более полно выражал свои желания, говорил новые слова, предложения, фразы.

Всем известные детские игры, такие как «Ладушки», «Сорока-ворона», «Ку-ку», и другие, способствуют развитию общей моторики, что также является стимулом к появлению речи и её развитию. Уже в 8-10 месяцев малыш начинает вовсю подражать окружающим, в это время полезно учить ребёнка высовывать язычок, облизывать им губки или ложку — это основные артикуляторные упражнения.

В речевом развитии ребёнка важны звукоподражания. Иногда родители не улавливают тот момент, когда ребёнок уже может переходить от звуков "мяу" и "гав" к словам "кошка" и "собака", поэтому обычно специалистами по раннему вмешательству рекомендуется употреблять в речи сразу звукоподражание и слово, к которому оно относится. То есть взрослому, играя с ребёнком, желательно говорить: "Смотри, это собака, "гав-гав".".

К технологиям развития речи таких детей можно отнести приём, при котором взрослый комментирует свои действия или те действия, которые совершает ребёнок. При этом идёт работа по обогащению пассивного словаря, и также таким образом возможно активизировать некоторые слова из пассивного словаря. К трём годам ребёнок самостоятельно может проявить инициативу и, подражая взрослому, может озвучивать свои действия.

Чтение книг - ещё один важный элемент в развитии речи детей раннего возраста. Читая ребёнку сказки на ночь или показывая картинки с надписями или без них во время игр, взрослый даёт ребёнку возможность повысить уровень развития речи, обогащая лексическую и грамматическую стороны речи.

Просмотр познавательных мультфильмов для малышей - тоже неплохой способ повысить уровень развития речи.

Народный опыт и исследования ученых доказали, что за­пахи способны управлять настроением и работоспособностью. Физиолог Д. И. Шатенштейн в 1939 г. впервые научно обосно­вал и экспериментально доказал, что некоторые обонятель­ные раздражители влияют на многие функции и особенно на работоспособность.

На межвузовской научной конференции в МПГУ в марте 2009 года был доклад «Современные и инновационные методы коррекции речевых нарушений», посвященный благотворному влиянию ароматерапии на детей.

Гиперактивным детям давали вдохнуть аромат мяты, а детям вялым запах лимона. В Результате дети допускали меньше ошибок на занятии, были наиболее внимательны и сконцентрированы.

Ароматы лаван­ды и розмарина действуют успокаивающе и устраняют со­стояние стресса, запахи лимона и эвкалипта возбуждают не­рвную систему и повышают работоспособность. Эфирное масло садового чабреца прекрасно действует на нервную систему.

Ароматерапию применяют в сочетании с музыкотерапией. Сеансы показаны для ослабленных, угнетенных или, на­оборот, перевозбужденных лиц.

Куклотерапия – это метод комплексного воздействия на детей для обогащения и закрепления знаний, которые педагоги и родители преподносили в разных видах деятельности. Задачи куклотерапии: совершенствование мелкой моторики руки и координации движений; развитие посредством куклы способов выражения эмоций, чувств, состояний, движений, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребёнок не может или не позволяет себе проявлять.